Уважаемый читатель, в серии заметок, любезно принятых к публикации составителем настоящего издания, предлагаю вам разделить со мной удовольствие долгих осенних вечеров, проведенных за
чтением легенд Мабиногиона, и за размышлениями наедине со своим отражением в зеркале, если, разумеется, таковое возможно.
читать дальше
Из первой истории о жизни короля Пуйла (сравните с Пэйл) я выбрала часть о наказании королевы Рианнон. Возможно, в ней меньше скрытых смыслов, чем в некоторых других моментах этой же главы (как встреча Пуйла и Рианнон, например, или как год, в котором Пуйл исполнял обязанности короля потустороннего мира, или история о свадебном обряде и ненаполняемом мешке, к которым мы обязательно еще вернемся), но глоток надежды, который при желании из нее можно извлечь, кажется необходимым и желанным в некоторых знакомых мне кругах британского общества.
Впрочем, со скидкой на казус ненайденных желудей, не поручусь за справедливость последнего утверждения.
Сюжет состоит в том, что Король Пуйл без ума от своей избранницы, ведьмы Рианнон, а его двор в уме и настаивает на новой женитьбе, по крайней мере, до тех пор, пока рождение наследника не лишает придворных их аргументов. Это долгожданное дитя, оставленное на ночь с шестью няньками, под утро таинственным образом исчезает,
и няньки из страха решают обвинить королеву в том, что она сама растерзала ребенка в беспамятстве:
"Днем Рианнон проснулась. «Няньки, – спросила она, – где мое дитя?» – «Госпожа, – сказали они ей, – не спрашивай о своем сыне. Мы бы не добились ничего, кроме ран и увечий, борясь с тобой, ибо нет женщины сильнее тебя, и не нам тебе противиться. Ты сама сгубила своего сына – вот его кровь». – «Увы! – вскричала Рианнон, – Бог, который знает все, знает и то, что это ложь. Если вы чего-то боитесь, я клянусь защитить вас». – «Поистине, – сказали они, – мы никому не позволим причинить нам зло». – «Так и правда не причинит вам зла», – сказала она. Hо на все ее слова, рассудительные или жалобные, у них был один ответ.
Тут Пуйл, государь Аннуина, проснулся, и проснулись также его воины и придворные. И нельзя было утаить этот случай. Рассказ о нем разнесся по стране, и все люди это слышали. И они собрались для встречи с Пуйлом, требуя, чтобы он оставил жену из-за ее ужасной жестокости. Hа это Пуйл ответил: «У вас нет причин требовать развода из-за отсутствия у меня потомства. Мы знаем, что у нее был ребенок, и я не разведусь с ней; если же она виновна, придумайте ей наказание». Тут созвали наставников и мудрецов, и, поскольку Рианнон предпочла понести наказание, чем спорить с няньками, она приняла то, что ей назначили. А назначенное ей наказание было оставаться в замке в Арберте до истечения семи лет, и сидеть каждый день возле каменной глыбы, что лежала у ворот, и рассказывать эту историю всем входящим, кто, как она думала, ее не знает, и предлагать всем, кто захочет, ввезти их во дворец на спине. Однако никто не позволял ей делать этого. И так прошел остаток года."
И новый год так начался.
Здесь, конечно, есть отсылка к конскому культу, но мне хочется рассмотреть этот приговор с точки зрения юриспруденции, а не ритуалистики.
Рианнон была и признавалась Великой Королевой-волшебницей. Это отражено в ее имени, в том, как описывается богатство ее одеяния и дома, в том, как описывается благородство и изысканность ее манер, ее ум и милосердие. В общем, положение Рианнон высокое. Наказание, которое придумали воины и придворные короля Пуйла, не было жестоким в физическом смысле (например, на фоне кары, которое придумал для своей жены сэр Орилус де Лаландер, Гордец из Долины:
И герцог молвил герцогине:
"Вы преисполнены гордыни,
Но вашу спесь я поубавлю,
От воздыхателей избавлю,
И жить вы будете в беде,
На черством хлебе и воде!
Забыв любовные объятья,
Носите нищенские платья.
И в виде нищенки убогой
Вы на кобыле хромоногой
Поскачете за мною вслед!
И вам домой возврата нет,
Пока непрошеному гостю
Я не пересчитаю кости!.." ).
Здесь же наказание состояло в раскрытии "правды", известной всем, и в значительном умалении статуса Рианнон, при котором ее человеческая сущность должна игнорироваться, и надлежит ей жить, исполняя функцию животного - не королева, а кобылица возит на спине крестьян.
Орудием же этого принижения не могли стать придворные короля, поскольку сами они занимают довольно высокое положение, и низвести королеву ниже себя - это сдвиг, но все же не слишком значительный. Люди же низкого положения, возвысившись над королевой, должны сдвинуть ее на самое общественное дно, на уровень животного.
Посмотрите на это: чтобы унизить кого-то величественного, необходимо _быть низким_ и затем без собственной заслуги восторжествовать, иначе никак.
Но самое для меня лучшее в этой истории - то, как добро рождается из зла, потому что в разделенном мире откуда же еще ему взяться.
Когда каждый житель Дифеда отказался торжествовать таким образом над Рианнон (которая, заметим, была наказана не за убийство своего сына, а за убийство королевского сына), кажущийся несправедливым приговор не причинил ей зла.
Эта правда весьма жива в Иных Землях, и, как мне кажется, подзабыта в Британии: каков Король, таково и его королевство, таков и его двор. В благом королевстве Пуйла и Рианнон не нашлось ни одного низкого человека.
Это удивительно, но и просто.
Казус ненайденных желудей состоит в том, что если не искать желудей, можно и не найти, до тех пор, пока один из них не свалится вам на голову.
М.Риддл для "Туманных Историй",
1 октября 2023
@темы:
персонаж,
M.Riddle